История велосипеда «Школьник» в СССР

Велосипед «Школьник», рассчитанный на детей от 7 до 10 лет, производился на автомобильном заводе ГАЗ. Первые товарные образцы 2-колесной техники были отгружены в 1956 г., деятельность велосипедного подразделения прекратилась спустя почти 40 лет. С 1982 г. на предприятии собиралась модернизированная модель, последние экземпляры были переданы в торговую сеть в 1993 г.

История велосипеда «Школьник» в СССР

После введения в строй завода ГАЗ был создан цех по производству сопутствующей продукции, в число которой вошли педальные детские автомобили и другие товары народного потребления. В годы войны цех перешел на сборку изделий для армии, а в 50-е гг. было принято решение о начале выпуска велосипедной техники. Продукция автозавода поступала на рынок СССР и стран Варшавского договора, пользуясь спросом до конца 80-х гг. После распада СССР сбыт изделий марки «Школьник» стал сокращаться, что привело к закрытию велосипедного подразделения завода ГАЗ.

Описание «Школьника»

В основе велосипеда лежит рама открытого типа, сваренная из стальных труб. Поверхность покрыта слоем грунта, предотвращающего образование коррозии, а затем окрашена синтетической эмалью. Первые серии техники оборудовались закрытым каркасом (модель для мальчиков), но затем стала выпускаться версия, одинаково подходящая для мальчиков и девочек. Небольшими партиями собиралась модификация со складной рамой, упрощавшей перевозку и хранение изделия. На серии фото представлены все основные варианты велосипеда «Школьник».

Колеса закрыты металлическими крыльями, на заднем защитном элементе предусмотрена багажная сетка, рассчитанная на нагрузку до 5 кг.

Педальный узел соединен со звездочкой, для передачи крутящего момента использована роликовая цепь. Предусмотрен металлический защитный экран с отверстиями для снижения массы, закрывающий верхнюю ветвь цепи и часть ведущей звездочки. Задняя втулка имеет свободный ход и оснащается тормозным механизмом. Руль и сиденье регулируются по высоте, но диапазон настроек руля недостаточен для детей небольшого роста.

Сиденье имеет металлический каркас с повышенной жесткостью, который обтянут эластичным материалом. После 1982 года седло увеличили в длину, что повысило уровень комфорта при движении. На части экземпляров встречается заводской светоотражатель красного цвета, смонтированный на защитном щитке заднего колеса. Завод устанавливал на руль механический сигнал-звонок, предусматривались сетчатые металлические экраны для боковин заднего колеса (использовались на велосипедах для девочек).

Колеса состоят из обода и центральной втулки, соединенных регулируемыми по длине металлическими спицами.

Пневматическая камерная шина имеет ширину 30 мм, которой недостаточно для движения по лесным дорогам или проселку. Для накачки покрышек используется золотниковый ниппель, при нормальном давлении шина под нагрузкой проминается на 8-10 мм. От давления воздуха в покрышках зависит комфорт при езде, поскольку эластичные шины сглаживают удары и толчки от неровностей на дороге.

Технические характеристики велосипеда

Основные технические параметры:

  • колесная база (расстояние между осями втулок) — 875 мм;
  • расстояние между центром оси каретки и верхней кромкой трубы для установки сиденья — 445 мм;
  • зазор между поверхностью земли и центром вала каретки — 225 мм;
  • диаметр колес — 510 мм (с учетом установленных покрышек);
  • размерность шин — 445×30 мм;
  • передаточное число цепного механизма — 2:1;
  • длина шатунов педалей — 110 мм;
  • количество зубьев на ведущей шестерне — 32;
  • число зубьев на вторичной шестерне — 16;
  • размер звена цепи — 12,7×3,4 мм;
  • количество звеньев — 82 шт.;
  • вес — 9,5 кг (без дополнительных щитков).

Отличия от современных моделей

Велосипед отличается повышенным весом по сравнению с техникой, выпускаемой в XXI в. В конструкции рамы отсутствует опорная подножка (не предусмотрены даже петли под установку подставки). Схема рамы также не используется в современной технике, как и металлические щитки над колесами, закрывающие 25% окружности шины спереди и 50% — сзади. Отличается схема седла с амортизирующими пружинами и конфигурация руля, который сдвинут вперед относительно направляющей трубы рамы.

На велосипеде используется тормоз заднего колеса, расположенный внутри втулки. Дополнительные тормозные механизмы с ручками и тросовым приводом не использовались. При этом на велосипеде имеется плавная регулировка высоты седла и руля, позволяющая настроить технику под индивидуальные параметры ребенка. Завод предусматривал на раме специальные крючки для установки насоса, на перекладине рамы крепился кожаный кофр для комплекта инструмента. Дополнительным отличием является багажная решетка с пружинным зажимом для крепления груза.

«Школьник» в наши дни

Сейчас можно найти экземпляр «Школьника», находящийся в отличном техническом состоянии, который хранился в гараже или сарае. При выборе велосипеда следует обратить внимание на состояние металлических элементов, а также проверить люфт подшипников в каретке и передней вилке. Оригинальные запасные части находятся редко, при ремонте подбираются аналоги. Восстановленные велосипеды являются объектами коллекционирования, встречаются экземпляры с доработками (например, с установкой дополнительных световых сигналов).

Рекомендации по эксплуатации велосипеда

Перед началом эксплуатации велосипеда необходимо проверить состояние задней втулки, которая быстро изнашивается из-за неудачной конструкции. При повреждении элемента нарушается натяжение цепи, которая соскакивает со звездочки и повреждает защитный экран. При дальнейшем износе втулки появляются прокручивания педалей, сопровождаемые металлическим скрежетом. Регулировка подшипникового узла производится на снятом колесе при помощи конусной втулки и зажима (гайка и контргайка).

Подшипник втулки свободного хода регулируется с правой стороны корпуса. После снятия контргайки и гайки снимаются шайбы, тормозной рычаг и защитное кольцо.

Затем необходимо отогнуть усы стопорной шайбы, что позволит снять ведомую звездочку. Под шестерней находится конус, который позволяет скорректировать люфт подшипника. После завершения настройки необходимо собрать узел в обратной последовательности.

Во втулке переднего колеса установлены шариковые подшипники, зазор компенсируется при помощи конуса, который фиксируется в требуемой позиции гайкой и контргайкой. Для проверки зазора необходимо повернуть колесо ниппелем вверх, а затем приподнять раму велосипеда. При корректном зазоре колесо с шиной повернется под воздействием веса ниппеля, при этом не допускается осевого биения вращающегося элемента.

В передней вилке установлены шариковые подшипники, в которых вращается рулевой вал. Предусмотрена конусная гайка для регулировки осевого биения, которое необходимо свести к нулю. При этом запрещается перетягивать подшипники, поскольку повышенные нагрузки разрушают шарики и беговые поверхности на кольцах. При корректной регулировке колесо с вилкой должно отклоняться в стороны под воздействием собственного веса. Зазор между боковой поверхностью колеса и перьями вилки при вращении должен быть равномерным.

В каретке педального узла используется регулировочная чашка, для доступа к элементу требуется снять левый шатун.

При обнаружении износа колец или заклинивании вала необходимо поменять подшипники. В педалях также используются шариковые опоры, оснащенные конической втулкой для настройки осевого зазора. Шины снимаются и устанавливаются при помощи отвертки или монтажной лопатки без острых кромок, способных повредить обод колеса.